Институт экономических исследований ДВО РАН

Доклады на заседаниях Правительства…

Тезисы доклада
«Совершенствование условий инвестиционной деятельности в Хабаровском крае. Механизмы и рычаги воздействия на привлечение иностранного капитала»
С.Н.Леонов 

Привлечение иностранных инвестиций - важная проблема реформирования и модернизации российской экономики.

Учитывая серьезное технологическое отставание нашей экономики, России необходим иностранный капитал, как источник новых технологий и методов управления.

Как показывает мировой опыт, инвестиционный бум и создание собственных передовых технологий в ряде развивающихся стран начинались с освоения технологий, привнесенных иностранным капиталом.

Российская, дальневосточная и хабаровская экономики нуждаются сегодня в притоке иностранного капитала. Причины - сокращение финансирования из средств госбюджета, отсутствием средств у предприятий, ситуация общего кризиса и большой износ установленного оборудования.

Поэтому тема обсуждения на Внешнеэкономическом совете - актуальна.

Как Хабаровский край выглядит на фоне дальневосточных субъектов? В целом несколько лучше среднего уровня.

Если за 10 лет объемы иностранных инвестиций в Дальневосточном федеральном округе выросли в 7 раз (с 1,2 до 8,4 млрд. долларов США), то в крае - в 8,3 раза (с 32 до 265 млн. долларов)

Доля Хабаровского края в иностранных инвестициях региона за 1999-2009 гг. выросла (с 1% до 3,1%).

Структура иностранных инвестиций на протяжении периода существенно менялась (так же, как в РФ и на ДВ). Если в 1999г. 87% на ДВ (74% - в крае) составляли прямые инвестиции, то к 2009 году ситуация стала прямо противоположной - прямые иностранные инвестиции на Дальнем Востоке составили 18%, а в крае - 13%.

Прямые иностранные инвестиции обычно реагируют на конъюнктурные изменения менее остро, чем мобильные портфельные. Это подтверждает и опыт Хабаровского края, когда в 2009 году портфельные инвестиции в структуре иностранных инвестиций снизились с 1,8% до 0,1%.

Территориально инвестиции в экономику края привлекались из финансово-устойчивых стран с низкими рисками (70%  приходилось на Кипр, Багамские острова и Германию).

Подобная ситуация характерна и для страны. Но успокаиваться нельзя. Потребность в иностранных инвестициях в крае будет возрастать.

Причина - бюджетные инвестиции ограничены и, как можно предположить, будут снижаться (Федеральный проект «Об эффективности бюджетного процесса до 2010 года» предполагает финансировать субъекты Федерации по дифференцированным зонам...)

Административный ресурс в привлечении инвестиций практически исчерпан. Административные меры - не действуют.

Нужны экономические меры, формирующие среду.

Это понимают и федеральный, и региональный уровни власти.

Чем можно привлечь инвестора? Только прибылью.

Для инвестора важно соблюдение двух условий:

  • проект изначально должен быть прибыльным;
  • желательны дополнительные льготы и послабления в налоговой части...

В существующем механизме стимулирования привлечения иностранных инвестиций в любом субъекте Федерации можно выделить общенациональную часть стимулирования, и специфическую, создаваемую в каждом субъекте самостоятельно. Речь - о ставках налогов в рамках переданных на уровень субъектов Федерации полномочий по их регулированию.

В последние два года (2008-2009 гг.) на федеральном уровне был принят ряд мер налогового стимулирования инвестиций.  Основные среди них:

  • ускоренный (заявительный) порядок возмещения НДС (с  1.01.2010);
  • возможность принимать к вычету НДС с уплаченных авансов  в счет предстоящих поставок товаров (с 1 января 2009 года);
  • снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20% (1.01.2009 года).

В 2009 г. введены меры по поддержке инвестиций в основные средства:

  1. Освобожден от НДС ввоз технологического оборудования (по перечню), не имеющего аналогов в России;
  2. Увеличена амортизационная премия до 30% для основных средств 3-7 группы - срок полезного использования 3-20 лет (с 1 января 2009 г.);
  3. Специальный повышающий коэффициент (не более 3) в отношении амортизируемых основных средств,  используемых только для научно-технической деятельности (с 1 января 2009 г.).

Меры стимулирования инвестиций в человеческий капитал:

  1. Освобождены от налогообложения затраты работодателей на обучение сотрудников (налог на прибыль, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц) (с 1 января 2009 г.);
  2. Освобождены от налогообложения суммы взносов работодателей на накопительную часть трудовой пенсии (с 1 января 2009 г.).

Меры на поддержку инвестиций в НИОКР:

  1. Не облагается НДС НИОКР, относящиеся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий
  2. (с 1 января 2008 года);
  3. Освобождены от налога на прибыль средства, получаемые научными организациями от поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, и средства, безвозмездно полученные организациями и фондами поддержки науки и образования на ведение научной деятельности (с 1 января 2008 г.);
  4. Увеличен в 3 раза (до 1,5%) норматив отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов (с 1 января 2008 г.).

Льготы по налогам и платежам для инвесторов установлены краевым законом №308 2005 года «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» и включают:

  • пониженные налоговые ставки налога на прибыль 13,5% (обычная ставка - 17,5%) и у налога на имущество до 1,1% (2,2% обычная ставка);
  • арендная плата на период окупаемости инвестиционных проектов или строительства, но не более трех лет, снижена в 5 раз по сравнению с общепринятой в крае ставкой для проведения строительно-монтажных работ.

Но возникает вопрос - меры по привлечению иностранных инвесторов в крае есть, а сложились ли в крае реальные требования к проектам, кроме их «заманивания» на территорию?

Ведь интерес к процессу инвестирования - обоюдный (и со стороны инвестора, и со стороны принимающей стороны). И очевидно, что интересы общества и иностранного инвестора непосредственно не совпадают! Инвестор заинтересован в получении прибыли, в обширном новом плацдарме и доступе к природным ресурсам территории...

Мы же, привлекая инвестора, хотим обновить производственный потенциал, насытить потребительский рынок, освоить западную управленческую культуру...

В этой связи, есть ли у Правительства края четкое представление - какие проекты удовлетворяют этим критериям? Все ли проекты надо поддерживать?

Формально у края есть список проектов, он представлена в «Стратегии развития Хабаровского края до 2025 года» и включает 308 проектов на общую сумму инвестиций в 3 трлн. рублей.

Создано в крае и функционирует Агентство по привлечению иностранных инвестиций. Правда, на сайте агентства список инвестиционных предложений Хабаровского края на порядок скромнее... Смею предположить, что это объясняется достаточно рациональными причинами. Ведь предпочтительные для края социально-ориентированные проекты, формирующие большую часть списка проектов в «Стратегии Хабаровского края», - мало интересны иностранным инвесторам...

Производственные и инфраструктурные проекты - ? Может быть, но в какой части?

Роль Правительства края - совершенствовать уже используемые методы, создавая механизм точной настройки.

Из доклада основного докладчика не ясно, сложилось ли понимание у Правительства края - насколько эффективны уже имеющиеся и предоставляемые краевым законодательством льготы по величине и срокам?

Пример - Амурская область с ее законом об иностранных инвестициях, когда пороговыми значениями для ввода льгот практически от льготного финансирования были отсечены все реальные проекты с иностранными инвестициями...

Правительству региона следует продолжить формирование предпочтительного  инвестиционного климата в Хабаровском крае. В понятие инвестиционного климата входят многие трудно уловимые на количественном и оцениваемые зачастую на качественном уровне вещи (низкая преступность, отсутствие коррупции, удобная развитая инфраструктура...). Это долгий процесс, но фактический результат, тем не менее, стоит свеч.

Ориентация на использование иностранного капитала в материальном производстве гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки товаров, которые зачастую растрачиваются бессистемно и умножают долги государства.

ИЭИ ДВО РАН

 находится по адресу:

 680042, г. Хабаровск,

 ул. Тихоокеанская, 153.

 Телефон приемной: +7 (4212) 725-225;

 факс: (4212) 225-916.

 E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

10

Баннер

Баннер