О СОЗДАНИИ КОНСОРЦИУМА
ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Ускоренное развитие российского Дальнего Востока является общенациональным приоритетом на XXI век. Для реализации этого стратегического для страны приоритета, предполагающего обеспечение восточного вектора российской геоэкономической политики, инвестиционное, торгово-экономическое и институциональное развитие восточных районов Российской Федерации, разработана и с 2015 года реализуется новая экономическая политика, включающая структурную и институциональную модернизацию, интеграцию на товарных и факторных рынках Азиатско-Тихоокеанского региона, формирование инновационной экономики на базе прорывных технологических решений и создание новых товарных ниш на международных рынках.
К настоящему моменту, в силу ряда внешнеполитических и глобальных экономических изменений, усиливается также необходимость научного обоснования форм и механизмов интеграции России со странами Северо-восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом на субрегиональном уровне.
Для научного обоснования, глубокого и разностороннего исследования фундаментальных оснований и многоаспектных форм и последствий новой экономической политики необходимо упрочить и существенно расширить на основе межинституциональной и междисциплинарной координации систему фундаментальных исследований, технолого-экономического сопровождения программ развития, экспертизы проектов и институциональных новаций, поддержки и анализа новой экономической модели развития Дальневосточного федерального округа, обеспечить функционирование системы глубокого прогнозирования развития общественно-экономической и технико-технологической систем в регионе и ее взаимодействия с национальной и глобальной системами.
Успех реализации «восточного маневра» в значительной степени будет определяться для России возможностью предложить и реализовать эффективную модель научного сопровождения как общественно-экономического развития Дальнего Востока, так и его взаимодействий с субглобальным окружением. Это предполагает консолидацию существующего исследовательского и экспертного потенциалов, созданных и функционирующих на Дальнем Востоке научных, образовательных и корпоративных структур. Без этого развитие и региона, и страны будет и далее определяться узкоэгоистичными интересами госкорпораций и вертикально-интегрированных компаний.
Следует ликвидировать отставание в этом отношении от Китая, в котором формируются и разворачивают активную работу различные научные ассоциации, центры компетенций, сети аналитических центров (Think Tank), куда на сетевой основе включаются и исследовательские центры России. Так, в ноябре 2019 года в Пекине произошла церемония открытия «Исследовательского центра по проблемам устойчивого развития Северо-Восточной Азии», построенного как сеть академических институтов и университетов КНР, России и Монголии с явным доминированием интересов китайской стороны.
Значение курса на ускоренное развитие российского Дальнего Востока усиливается в условиях сегодняшнего, и еще в большей степени перспективного, колоссального усложнения международных экономических и производственно-технологических взаимодействий, которые все в большей степени приобретает агрессивно-конкурентный характер, в том числе на уровне субглобальных и региональных группировок. Недавнее создание Всеобъемлющего регионального экономического партнерства в Тихоокеанском бассейне является наглядной иллюстрацией этих процессов. В перспективе это партнерство претендует на роль мощнейшей интеграционной группировки, в которой лидирующую роль будет играть экономика Китая. Способность России, в том числе и посредством развития экономической платформы «Восточный полюс», эффективно использовать плюсы и минусы формирующейся новой экономической реальности в современном мире в значительной степени будут определяться качеством и консолидацией научно-экономического потенциала.
Существует большое количество направлений, без системного исследования возможностей позитивного продвижения по которым, отставание российского Дальнего Востока от сопредельных стран будет возрастать.
В частности, почти не используются потенциальные возможности эффективных взаимодействий с Северо-восточной Азией и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом. Существующие связи в основном ограничиваются торгово-экономическим сотрудничеством, которое длительное время не дополняется инвестиционными, производственно-кооперационными, финансовыми, институциональными и технологическими взаимодействиями. Учитывая высокий динамизм, свойственный как ведущим экономикам (Китай, Япония, Республика Корея), так и развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона, стагнация системных взаимодействий становится все более серьезным вызовом для страны, который в перспективе может превратиться в угрозу.
Уже в настоящее время так и не устраняемые, несмотря на действие Государственной программы социально-экономического развития ДФО до 2025 года, ножницы в темпах и уровне социального и экономического развития Дальнего Востока и общенациональных параметров становятся все более заметными на фоне быстрого подтягивания экономического потенциала и уровня социальной среды граничащих с Россией северных и северо-восточных территорий Китая, которые ранее существенно уступали российскому Дальнему Востоку по качеству экономической и социальной систем.
Торгово-экономические взаимодействия России со странами АТР и СВА до сих пор концентрируются в сегменте экспорта топлива и сырья при импорте широкой гаммы продуктов с высокой долей добавленной стоимостью.
Не оправдываются и ожидания в связи с содействием в развитии программы «Один пояс - один Путь». Новые транспортные коридоры в рамках паневразийской транспортной системы практически формируют альтернативный России транспортный коридор «Китай – Европа», что практически почти обнуляет географическое преимущество России как «моста» между Западной Европой и странами АТР. При этом положительное влияние этого проекта на развитие восточных районов России, и прежде всего Дальневосточного федерального округа, оценивается как минимальное, а скорее всего в перспективе может оказаться негативным.
С целью координации научно-экономических исследований, увеличения их потенциала Институт экономических исследований Дальневосточного отделения РАН формирует Консорциум, объединяющий исследовательские коллективы и организации, ведущие фундаментальные и прикладные исследования проблем экономического, социального и научно-технологического развития Дальнего Востока в системе национальной и международной экономики.
Основной целью создания Консорциума является организация системного научного сопровождения программ социально-экономического и технологического развития региона, анализ новой экономической модели развития Дальневосточного региона, сценарное средне- и долгосрочное прогнозирование инновационно-технологической модернизации и социально-экономической динамики региона и ее взаимодействия с национальной и глобальной экономиками, научное сопровождение новой восточной политики России, инфраструктурная и научно-методическая поддержка сетевых междисциплинарных исследований на Дальнем Востоке.
Основным организационным принципом деятельности Консорциума является его сетевой характер.
Консорциум - системный интегратор, координирующий исследования и разработки, экспертную деятельность организаций-партнеров, в число которых приглашаются академические институты, университеты, отраслевые и проектные институты и бизнес-структуры, заинтересованные в исследованиях и экспертизе по соответствующим направлениям.
Деятельность Консорциума строится по принципу аналитических центров (Think Tank), использующих не только стационарные организации, но и привлекающих на постоянной или временной основе лучших специалистов для подготовки аналитических докладов, прогнозов, рекомендаций.
Органом координации и выработки согласованной исследовательской и экспертной политики, оценки результатов будет являться Координационный совет Консорциума под председательством научного руководителя Института экономических исследований ДВО РАН академика Минакира Павла Александровича.
Консорциум взаимодействует с аппаратом Полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, с администрациями дальневосточных субъектов РФ, Межрегиональной ассоциацией экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток», Минвостокразвития РФ.
Инициатива Института экономических исследований ДВО РАН по формированию Консорциума поддержана Президиумом ДВО РАН, Отделением общественных наук РАН, Научно-координационным советом Федерального агентства научных организаций.